Свадебная   гирлянда.

 

 


…На часах пол-третьего ночи.

Глаза уже слипаются, а пальцы методично скручивают креповую бумагу в «фантики»  и нанизывают их на нитку. Тонкая иголка всё чаще впивается в пальцы, но надо закончить работу, потому что свадьба уже завтра.

Роскошная индийская традиция – венчать молодожёнов гирляндами из живых цветов – несколько видоизменена мной.


 

Я – свадебная танцовщица, исполнительница индийских танцев. Но танцую преимущественно на русских свадьбах – потому что живу в Сибири. И собрать живую гирлянду здесь, особенно зимой – дороговато, да и сохранить её свежей и ароматной до самого выступления вряд ли будет возможно.

Поэтому, обменявшись опытом с коллегами, я использую красочный реквизит – декоративные искусственные гирлянды. Если в Индии их, возможно, делают в промышленных масштабах – для съёмок фильмов, например, или украшений – дома невесты, бозаргана, венчального храма, трона молодых (а индийская свадьба, где 700-800 гостей – то ещё и не очень большой размах! – это ж сколько помещений и колонн украсить надо?!),  - то увы, в Омске пока что ещё я набираю их вручную… и только одну – для молодых. Набросить им на плечи – на одно невесте, на другое – жениху, как бы соединяя их.

Пышная креповая гирлянда смотрится очень красиво…


…Три часа ночи.

В глазах рябит от ярких квадратиков – белых, рубиновых, розовых, ярко-голубых и лимонно-жёлтых…

Ай! Очередной укол. На этот раз в большой палец. Алая бусинка крови вздулась над кожей. Нехорошо; как раз настала очередь белых фантиков, а кровью их можно испачкать. Семикратная «Ом-мани-падме-хум» останавливает кровь.

Можно продолжать работу.  Гирлянда растёт…


 

С.Широкова. Фото С.Лозы.


...Белые гирлянды обычно делают из цветов жасмина, и венчики настоящих цветов просвечивают нежно-зелёным. Так хочется, чтобы моя гирлянда тоже была такой! Для этого каждый белый квадратик, перед тем, как свернуть, нужно прокрасить ярко-зелёным маркером. В свёрнутом виде прозелень уходит к центру гирлянды и как раз образуется нужный «подсвет». Долго… но как красиво!

Жёлтые цветы – таких гирлянд больше всего на индийских свадьбах…  жёлтый цвет, цвет солнца,  в Индии символизирует верность. В России царит устойчивый стереотип, что жёлтый цветок – вестник разлуки. В принципе, любой цвет можно привязать и к плохому и к хорошему, так что всё зависит от мировоззрения – и отдельного человека, и народа в целом. И хоть жёлтый – один из моих любимейших цветов, я его чередую с рубиновым… Так ещё ярче и красочней.



…Ещё час… Наконец нанизала последние грозди. Полюбовалась.

В сознании возникла картина – невеста, рдея, опустит ресницы, наклонит изящно причёсанную голову и присядет, раскинув пышное белоснежное платье…



…В машину я села уже в гриме.

Русская свадьба зачастую проходит спонтанно – по крайней мере, вторая её часть. И если ресторанчик небольшой, то там может и не быть изолированной комнаты для переодевания артистов. Ещё может не быть зеркала, нормального освещения, и много чего ещё в разных сочетаниях.

Так что лучше быть максимально готовой. Бывают дни, когда с праздника на праздник, так, что переодеваться и смысла нет. В гриме и костюме садишься в машину. Некоторые водители впадают в восторженный ступор. Но всё равно везут, куда надо, то и дело глядя в зеркало заднего обзора.

В темноте за окнами машины несутся целые вереницы фонарей – огненно-рыжие гирлянды. Иногда они растворяются кляксами – это редкие капли первого апрельского дождя растворяют в себе блики фонарей. Переливаются неоновые надписи, рекламные щиты, алые фары впереди несущихся машин.

Внутри меня звучат индийские ритмы – танец уже живёт во мне, как отдельная сущность, будоражит и просит выхода. Скорей бы…

Свадебная гирлянда притаилась в отдельной коробочке.



…Свадьба – в разгаре.

Ещё на подъезде к ресторану послышалось ритмичное биение низких частот «саб-буферов»:  колонки вздрагивали явно на частоте от пятидесяти до ста Герц  – музыканты «отрывались» вместе с гостями. Казалось, даже земля вместе с  рестораном ритмично вздрагивает от этих могучих шумов.

Отдельного входа для персонала не было, пришлось быстренько шмыгнуть в общий вход, где в маленьком фойе меня уже поджидала тамада Наташа.

Наскоро восхитившись моим костюмом («Обалдеть, настоящая индианка!!»), она шустро проводила меня в раздевалку для гостей.

Сбоку тянет сквозняк.

Пахнет куревом и жаренным мясом. И свежими огурчиками.

Так. Сегодня мне переодеваться в холоде, между вешалок с верхней одеждой и каких-то коробок, в полутьме.

- Это ничего, - успокоила меня тамада. – У вас полно времени, ещё невесту не крали! Минуточек сорок есть!

«Минуточек сорок» - в этой ледяной темноте, прятаться от гостей – чтоб никто невзначай не увидел «индийский подарок»?!  Я же тут околею.  Вся моя домашняя «растанцовка»  будет зря: индийская классическая хореография требует не только выразительности и пластики, но и чёткой отточенности движений.

- Наташа, - взмолилась я, - а можно кражу потом, после танца? Им же всё равно? Сценарий не пострадает?

- Да в принципе нет, - пожала она плечами. – Ну хорошо, ещё две песенки – и твой выход!

- Отлично! – я повесила гирлянду на крючок для одежды, между чьими-то куртками.

Ей здесь было не так уютно, как на моём столе, освещённом настольной лампой, среди катушек и бус. Роскошная, воздушная, она одиноко висела среди тяжко-зимних серо-бурых «шкур». Я почувствовала какое-то смутное чувство вины.

Закончив приготовления, сразу надела гирлянду поверх костюма. Вот тут ей хорошо. Мне показалось, она прошуршала в ответ нечто благодарное.

…Две песенки отзвучали, потом ещё две… народ растанцевался, музыканты в азарте играли, плюя на сценарий, безмолвные знаки тамады и время. Молодчины! Чувствуют настроение гостей.

Наконец весёлые, запыхавшиеся гости плюхнулись на свои места за столами. Тамада тут же (боясь, как бы снова не началось что-то незапланированное) объявила «подарок из Индии». Я скинула тёплые домашние тапочки и босыми, как и положено, ногами прошла в центр зала. Гирлянда торжественно шуршала на плечах.



В зале на минуту повисла тишина.

Люблю эту минуту. Ожидают очередную ряженую, а появляется «настоящая» индийская танцовщица; мой имидж проработан до мельчайших деталей и производит соответствующее впечатление.

Обычно люди перестают есть. Вилки и рюмки повисают в воздухе.

Мгновенное сканирование зала на предмет дислокации свадебного стола с молодыми. Обычно сразу «находится» невеста, похожая на большой снежно-белый цветок. А тут ничего похожего. Справа столы, слева столы, и по центру…

По логике, молодые должны сидеть там – в центре.

Пружинящим хореографическим шагом неспеша иду вперед. Гунгру – ножные бубенчики – отсчитывают шаги и заставляют людей за столами прислушиваться к непривычному  яркому звону, искать его источник. Некоторые даже привстают, чтобы посмотреть на мои ноги.

Поравнявшись с тамадой, спрашиваю сквозь улыбку:

- Наташа, где невеста?!

- Украли! – цедит она краем рта. – Вот почему так долго танцы были! На их места сели фальшивые жених-невеста!

- Ээээ!! – встаёт какой-то мужик. – Предлагаю тост за русско-индийскую дружбу!!!... – его перебивают остальные. Кому-то очень хочется выпить, кто-то ждёт танца, кто-то вопит «найдите невесту наконец!».

Сценарий вышел из-под контроля, поэтому я занимаю позицию в центре зала и превращаюсь в статую «любопытствующая индианка». Дай бог, Наташа разберётся, что к чему…

Вокруг меня скачет какой-то ребёнок лет семи. Что-то даже говорит мне, из-за шума не разобрать. Беднягу одели в костюм с галстуком, малыш взмок и покраснел. Подмигнула ему, и он смущённо ускакал обратно к маме.

Тамада явно растеряна, но пытается взять ситуацию под контроль.

Спустя пол-минуты выясняется: невесту поменяли местами с официанткой. И теперь она обслуживает гостей… не знаю, в чём сакральный смысл этого спектакля. Я ищу невесту в белом.

На её месте сидит девушка в кремовом платье, тоже красивая и навитая. В принципе, если б не заминка, я бы её сочла за невесту… Сейчас цвет платья варьируется.

От барной стойки с бутылкой шампанского в одной руке и водки – в другой – отделилась какая-то высокая худощавая девица в облегающем платье-мини. Спереди оно открывало абсолютно всё, кроме нижнего белья, сзади – какой-то пучок перьев, свисающий до колен.


Это. Была. Невеста.

Безусловно, наряд был сногсшибательным. Я такой видела впервые.

На индийской безалкогольной свадьбе сшибло бы всех. Все восемьсот человек одновременно уронили бы челюсти на пол. Возможно, опозоренный жених ушёл бы в отшельники до конца дней… а добрая часть гостей  в ужасе покинули бы бозарган-ресторан.

Но это русская свадьба. И наши невесты, дабы соригинальничать и запомниться, готовы пойти на многое. Если позабыты традиции и символика красивого ритуала – в принципе, нарядиться можно во что угодно, хоть в костюм дайвера и ласты!

В общем, наряд был, по моим индийским понятиям, о-о-о-очень смелым.

Но, в конце концов – её дело, как и в чём выходить замуж.

Сегодня – ЕЁ ДЕНЬ. Это – превыше всех правил. С этим солидарна моя женская сущность. Поэтому я надеваю на неё гирлянду и искренне, от всего сердца желаю: «Будь счастлива!»

Новобрачная улыбается и, повернувшись, на высоченных шпильках идёт за стол к жениху. Впервые мне немного жаль гирлянду. Она не лежит, а… болтается.

Звучит ситар – вступление к моему танцу. Все разворачиваются, приготовившись смотреть.  Перед столом  новобрачных смешно и торопливо на корточках подползает оператор, настраивая на меня объектив.

Ритму ситара вторят мои ножные колокольчики - гхунгру…   И холодный пол начинает излучать волшебное тепло. И что-то сияющее и торжественное поднимается в душе.

Я танцую на сцене, названье которой – Земля…

…Аплодисменты и восторженные возгласы – это уже как откат волны. Поклон-намаскар заканчивает моё выступление. Зрители довольны.



За дверьми я влезаю в тапочки и топаю переодеваться.

Музыканты снова заиграли – очередной хит. Но не успела закончиться песня – с улицы слышатся взрывы и грохот.

Фейерверки!!!

Гости толпой ломятся в раздевалку – хорошо, что я не стала сразу переодеваться! –  срывая пальто и куртки, накидывая на ходу их на плечи – бегут смотреть цветные декоративные огни. Попутно междометиями и краткими словами они снова пытаются выразить мне восторги по поводу танца, но танец уже в прошлом, и теперь важнее фейерверк. Улыбаюсь помимо воли: насколько торопливо и непостоянно человеческое внимание!

…Звонит мобильный: такси подъехало.

Выхожу на крыльцо.

Свежий воздух врывается в лёгкие. Прямо над головой вспыхивают цветные огни – вереницами, шарами, огромными цветами, с писком, треском и  хлопаньем. Некоторые огоньки взмывают по спирали в небо – и уже там распускаются гиганскими одуванчиками во все стороны.

Все поглощены зрелищем. Я свободно скольжу мимо людей. Открывая дверцу машины, ещё раз окидываю эту картину – крыльцо ресторана, освещённое цветными огнями, застывшую группу людей…  Жених с группой друзей открывают бутылку шампанского. Невеста хохочет в обнимку со свидетельницей, глядя в небо.

На шее свидетельницы красуется свадебная гирлянда… она бережно придерживает её рукой.

Будь счастлива, девушка!



Светлана Широкова.