Волнение перед выступлением, сценическое волнение…

С этим чувством сталкивается любая танцовщица, да и вообще любой артист, независимо от того, выходит он\а на сцену впервые в жизни или её\его  выступлениям уже несть числа.

Полезно ли сценическое волнение или оно помеха выступлению?

Бывает сценическое волнение, которое в процессе выступления переключается в русло творчества и усиливает его. Это удел артистически одарённых людей. Это то самое «полезное» предконцертное волнение, которое помогает танцору максимально раскрыться, найти контакт со зрителем и блестяще выступить.

У обычного человека сценическое волнение обусловлено целым рядом причин.

Чаще всего волнение вызывается мыслями: «Что обо мне скажут?» «Как оценят мой танец (игру, номер, выступление)?» «Каково моё место в «иерархии» коллег?»

Несомненно, забота о своём творческом уровне закономерна и естественна. Пока не завышается его важность. Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только повышает планку волнения и мешает исполнителю. Основной составляющей сценического волнения является чувство ответственности артиста за своё выступление. Когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно артисту, но и чревато для него определёнными последствиями на сцене.

Однако и другую крайность – отсутствие волнения – я считаю  ещё более нежелательной для выходящего на сцену. Такой человек – не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему всё равно, что и как на ней исполнять.

Только на фоне положительно окрашенного сценического волнения можно достичь высоких результатов в любом исполнительском искусстве, ибо происходит концентрация физических и психических сил. Человек равнодушный ничего значительного на сцене не сотворит.

В общем, суть в том, что артистов, особенно начинающих, нужно готовить не только в плане профессионально-исполнительском, но и психологическом.

Преподаватель обязан дать начинающему артисту приёмы внутреннего самоуспокоения и способность сосредоточения на танце (песне, исполняемом произведении) – при всей гамме чувств, сопровождающих сценическое волнение, именно эта способность должна быть развиваемой.

В классе я говорю своим ученицам: «Представьте, что вы танцуете перед зрителем. Войдите в это состояние: вот сцена, отсюда светят софиты, а там - люди. И основная, главная ваша задача при этом – сосредоточиться на танце. Ничто не должно вас отвлекать – ни посторонние люди за кулисами, ни пустые разговоры и эмоции.

Предельная концентрация на образе, сценическом пространстве, эмоциональной содержательности танца и т.д. – вот ваша цель, и чем быстрее вы её достигнете, тем быстрее вы будете приближаться к профессиональному артистизму.»

Танцовщицы, сценический стаж которых перешагнул год-полтора, знают, что одна из причин сильного сценического волнения  - боязнь забыть «текст танца». Они волнуются перед зрителем, потому что боятся забыть, что дальше, - и забывают, потому что волнуются.

Это одна из причин «провалов памяти» на сцене. Как правило, волнение возникает на почве недостаточной подготовленности.

Психологические корни этой проблемы не составляют секрета для квалифицированных преподавателей танца.

Чтобы избежать этого, танец должен быть выучен не на 100, а на 200 процентов. Само ощущение исполнителя – «я всё знаю досконально» - придаст ему уверенность в своих силах.

Анализируя причины сценического волнения, я хочу обратить внимание, что многое зависит от психофизиологических особенностей каждого конкретного артиста, типа его нервной системы.

Сценическое волнение проявляется у всех по-разному. Одна ничего не боится, вторая впадает в прострацию, третья трясётся, как осиновый лист, четвёртая не может совладать с черезмерным возбуждением, и пр. Кто-то отлично танцует в классе, но теряется на сцене. И наоборот: ученица, на которую вначале и не возлагаешь особых надежд, раскрывается на сцене и танцует гораздо лучше, чем ожидалось…

И всё же: что делать с волнением – на начальном этапе выступлений?

Что предпринять, чтобы непосредственно перед выходом на  Её Величество Сцену не потели ладошки, не тряслись предательски коленки?

Во-первых, надо понять, что в этих ощущениях нет ничего ужасного или ненормального: волнуются все. Не стесняйтесь этого чувства. Полюбите эти эмоции: в обычной жизни вы их не испытаете!

Во-вторых, за кулисами волноваться будет некогда, если вы займётесь разогревом мышц. Стресс может сковывать мышцы, а хороший разогрев обеспечит им приток крови. Вдобавок в процессе физ.нагрузки выделятся эндорфины («гормоны счастья»), которые являются лучшим антистрессом. (Кстати, именно поэтому после выступления артист испытывает ощущение невероятного счастья, восторга и желания повторить это ещё раз.)

В-третьих, даже если что-то пойдёт не по плану, ничего страшного: каждое выступление – это новый полезный и необходимый ваш опыт, который не надо бояться получать.

В-четвёртых, если волнение очень велико, можно выпить немного успокоительного – валерьянки, например. Только осторожно: если вы переборщите, то можете впасть в заторможенность, и будет очень сложно выложиться «на все сто». Насчёт того, чтобы «принять от волнения» немного алкоголя. Решать, конечно же, вам. Я лично категорически не советую. Восприятие реальности исказится, и вы можете потерять контроль над ситуацией. Вам может показаться, что всё идёт по плану и всё супер, а на самом деле будет далеко не так.

В-пятых, выступайте как можно больше. Перед родственниками, знакомыми, друзьями, используйте любой уместный повод побыть перед зрителем. Это может быть корпоративная вечеринка вашей организации, чей-то день рождения, свадьба или юбилей ваших друзей. В конце-концов начнёт происходить адаптация к выступлениям, и в один прекрасный момент паника закулисья перерастёт в радостное волнение и азарт!

 

В следующей статье я хочу коснуться темы "Оптимальное Сценическое Состояние".

Танцуйте на радость себе и миру!

Светлана Широкова (Файруз)

 

© Copyright: Светлана Широкова, 2012